понедельник, 28 января 2013 г.

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение

Время организации и проведения урока — 23 января 2013 г. Время — 2 урока. Количество ноутбуков — по одному на каждую группу (можно работать в паре или индивидуально). Таблица продвижения (доступ ко всем документам открыт по адресам, у кого проблемы с входом, стучимся самостоятельно). Не забываем оценивать свою работу по каждому заданию, закрашивая верхнюю ячейку в таблице продвижения.
 

Задание 1. Презентация к уроку. На слайдах презентации в формате комментариев размещены вопросы по основным понятиям темы. Задание: ответить на вопросы. На один вопрос может быть дано несколько ответов от разных групп учащихся, поэтому, если вы отвечаете на вопрос, в котором уже имеется ответ, избегайте повторов.

                   
Задание 2. Таблица "Основные виды социальных норм". Открываем таблицу, заполняем ее на основе информации в изображении (перепутаны и характеристики, и примеры), в скобках пишем фамилию заполнивших ячейку. 
Задание 3. Сравнительная таблица. Открываем документопределяемся с цветом шрифта и выполняем задания. Обращаю внимание на то, что задание не ограничивается заполнением таблицы. По окончанию работы с таблицей, необходимо сделать вывод, ответив на предложенный после таблицы вопрос.
Задание 4. Решение познавательных задач. Открываем документ, определяемся с цветом шрифта и выполняем задания.
Задание 5 (при создании задания использованы материалы Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, 9 класс). Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились иллюстрации, отображающие некоторые социальные явления. К сожалению, страница с текстом и таблицей, к которым эти иллюстрации относились, оказалась оторвана. Помогите абитуриенту заполнить таблицу, где указывалось бы общее для всех изображений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные социальные явления применительно к определенному вами понятию. Проставьте в составленной таблице (в последней строке) порядковые номера иллюстраций, которые изображают явления, относящиеся к каждой определенной вами группе.
Таблица (копируете таблицу: файл-создать копию, заполняете ее и открываете мне доступ к своей версии таблицы)
_________________
11.40 Молодцы! Поработали очень продуктивно. Доступ к редактированию документов не закрываю до пятницы (=до следующего урока), заканчиваем работу, исправляем неточности, дополняем ответы (особое внимание — к моим комментариям, прежде всего, в презентации). Сохранение открытого доступа также даст возможность пройти урок учащимся, которые находятся на индивидуальных образовательных траекториях и имеют на данный момент право на свободное посещение уроков.

вторник, 22 января 2013 г.

Пишем эссе онлайн вместе №6

Занятие по совместной работе над эссе состоится 24 января 2013 г. с 20.00 до 21.00 для учащихся 11А класса (если кто-то захочет присоединиться в качестве наблюдателей  добро пожаловать). Для обсуждения и корректировки предлагается эссе ученицы 11А класса Струниной Валерии. С полным текстом эссе (доступны печать и скачивание) можно ознакомиться прямо сейчас.
Эссе написано на основе шаблона С.А. Маркина (по ссылке открывается описание шаблона с примерами написанных по нему эссе): автор очень ответственно подошел к соответствию своей работы предложенному шаблону, получилось очень добротное эссе — тем сложнее и интереснее будет наша совместная деятельность по его редактированию. Работа будет организована в рамках данного шаблона. Рабочая версия эссе размещена здесь (доступ пока открыт в режиме просмотра, в режиме редактирования открою непосредственно перед занятием). Отличия рабочей версии от полного текста:
  • в рабочей версии текст эссе разделен на смысловые отрезки, согласно шаблону, каждый смысловой отрезок предваряет описание элемента шаблона, которому он соответствует;
  • каждый смысловой отрезок прокомментирован мною, указаны сильные и слабые стороны, поставлены вопросы, ответы на которые нам предстоит совместно найти.
Порядок совместной работы над эссе. 
1) В назначенное время заходим в рабочую версию эссе, выбираем цвет, которым будем писать свои реплики и этим цветом пишем в конце документа свои фамилию, имя (красный цвет на веки вечные закреплен за мной). 
2) Внимательно читаем мои комментарии внутри и по поводу отдельных смысловых частей эссе, пробуем изменить то, что подлежит изменению с точки зрения высказанных замечаний. Все свои предложения (то есть, новые речевые/смысловые формулировки) пишем прямо в тексте эссе, в соответствующем смысловом отрезке после моего комментария. Работаем одним цветом  тем, что выбрали (хочется знать всех соавторов Валерии поименно). 
3) Если возникают какие-то вопросы, идеи, мысли, предположения, еще не оформленные так, чтобы стать достойной частью эссе, то все это можно высказывать в чате, который расположен справа от рабочей версии. Если у Вас нет аккаунта Googlе, не забываем представиться и в чате тоже. 
Окончательный вариант эссе будет выложен в этом сообщении. 
Если что-то неясно — добро пожаловать в комментарии к этому сообщению! Творческой работы нам всем!
_____________
24 января 19.14 Доступ к редактированию открыт.
_____________
25 января. Вот окончательный вариант эссе.

Совместно редактировали эссе учащиеся 11А класса:
  • Струнина Валерия
  • Петрова Диана
  • Тетерин Артем
  • Сергиенко Галина
  • кто-то еще, пожелавший остаться неизвестным...
Всем огромное спасибо за работу, вы молодцы! Отдельное спасибо Валерии: автор исходного текста показала пример адекватного реагирования на критические замечания к ее работе и приняла самое активное участие в ее усовершенствовании. 
Доступ к рабочей версии не закрываю, оставляя ее для просмотра  как свидетельство того, как это было.
Жду ваших замечаний и предложений: как по формату работы, так и по получившемуся результату.

воскресенье, 20 января 2013 г.

«Докажи мне, что тебе можно верить, и я буду сотрудничать»

Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "неполитического" гражданского общества и созданной им самим и на его базе политической организации общества, в том числе государства. Редкий крупный мыслитель, анализируя масштабные общественные процессы, не рассматривал или хотя бы не использовал понятие "гражданское общество", из века в век постоянно развивая и обогащая это понятие. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более подробно, всесторонне, конкретно и достоверно.
Помимо выявления различных взглядов на отношение гражданского общества и государства, на уроках мы рассмотрели несколько подходов к пониманию и исследованию гражданского общества: структурный, функциональный, активистский, правовой, культурно-исторический, коммуникативный.
Гражданское общество – это взаимодействие, сотрудничество, солидарность, доверие. Именно сотрудничеству посвящен доклад Говарда Рейнгольда на TED. Мы используем этот доклад для выполнения итоговой самостоятельной работы по теме "Гражданское общество". При подготовке заданий использованы материалы онлайн-курса Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире, а также материалы курса (учебник, методическое пособие для учителя): СИВИКА. Гражданское общество. Интерактивный курс практического обществолюбия. Пилотное издание. — СПб.: Санкт-Петербургский институт права им. Принца  П. Г. Ольденбургского, 2007.


Вы можете посмотреть этот доклад на сайте TED, или прочесть перевод речи докладчика.
Знакомясь с докладом, оценивайте его критично: отделяйте факты от частного мнения докладчика
Задания.
1) Создание совместной презентации "Основные идеи, ценности и принципы гражданского общества".
11Б


11Г



10А

Обязательные условия:
  • 1 ученик — 1 слайд;
  • 1 слайд — 1 идея/принцип/ценность, выделенный на основе содержания доклада;
  • содержание принципа должно быть раскрыто с опорой на текст доклада (возможно цитирование);
  • не забудьте подписать на слайде фамилию добавившего слайд.
Прочите условия  на усмотрение автора слайда. Если формат слайда для вас окажется недостаточным, вы можете сделать отдельно презентацию, или текстовый документ, залить его на любой сервис для хранения документов, и ссылку на этот документ вставить на свой слайд. Приветствуется комментирование слайдов одноклассников: если у вас возник вопрос, или вы хотите поспорить с автором слайда, а, может, наоборот, согласиться с ним, дополнить его мысль, вы можете сделать это через режим комментариев к слайду. То есть, мало создать слайд и забыть о нем. Помните, что к вашему слайду могут появляться комментарии: не оставляйте их без ответа.
Справка по работе с презентациями Диска Google.
2) Ответьте на вопросы.
  1. С каким подходом к исследованию гражданского общества можно соотнести доклад Говарда Рейнгольда? Обоснуйте свой ответ.
  2. Что важнее в формуле "докажи мне, что тебе можно верить, и я буду сотрудничать": умение доказывать или способность проверять? Как это соотносится с идеями, ценностями и принципами гражданского общества?
  3. Каким образом идеи/ценности/принципы гражданского общества действуют в реальных ситуациях, конкретных примерах (Россия, наш регион, ваш личный опыт)?
  4. Какие из этих идей/ценностей/принципов пригодятся вам в жизни, для вашей деятельности, для понимания общества, а какие кажутся вам бесполезными? Ответ обоснуйте. 
  5. В тексте параграфа (Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень. — М.: Просвещение, 2012) отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах. 
Ответы на вопросы пишем в комментариях к этому сообщению. Если у Вас есть аккаунт Google, авторизуйтесь для ответа, если нет  не забудьте подписать свой ответ. Вы можете выполнить оба задания, а можете остановиться на каком-то одном. Во втором задании вы можете ответить на все вопросы (одним комментарием или несколькими), а можете ограничиться 1-2. Не забудьте писать номер вопроса, на который вы отвечаете.
Срок выполнения — до 25 января 2013 г. (11Б), до 22 февраля 2013 г. (11Г)

четверг, 17 января 2013 г.

Многообразие путей и форм познания мира

Время организации и проведения урока — 17 января 2013 г. Количество ноутбуков — по одному на каждую группу (можно работать в паре или индивидуально). 
Содержательная основа  параграфы учебника:
Дополнительный материал для чтения (ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов):
Можно использовать и другие источники.

Результаты выполнения заданий фиксируем в таблице продвижения (доступ открыт по адресам, если кого-то случайно пропустила, стучитесь). Там же группы отмечают выполнение заданий, проводя оценку собственной деятельности. Вы закрашиваете верхнюю ячейку по следующей схеме: отличнохорошоудовлетворительно

Задание 1.
Работа с понятиями. Совместная работа с таблицей. Необходимо соотнести понятия, отражающие основные пути и формы познания мира, а также формы, уровни и методы научных исследований, с их характеристиками (переносите из ячейки с определениями характеристику и вставляете в соответствующую ячейку). Если соотнесение выполнено правильно, я выделю пару "понятие-характеристика" цветной заливкой. Если сделана ошибка, мы не удаляем этот вариант из таблицы, а делаем повторно, в новой строчке. То же — с примером, который вы подбираете самостоятельно.
Помните об аккуратности при работе с совместным документом: не удалите случайно работу своих одноклассников.
Задание 2.
Работа с заданиями различного типа. Копируете документ, называете его по фамилиям членов группы, ссылку на него вставляете в соответствующую ячейку таблицы. Не забудьте настроить доступ к документу (уровень общего доступа: пользователям, у которых есть ссылка, мне предоставляете доступ по электронному адресу с правом редактирования.

понедельник, 14 января 2013 г.

Социальная мобильность

Время организации и проведения урока - 14 января 2013 г. Количество ноутбуков - по 1 на каждую группу (можно работать индивидуально и в группе).
Таблица продвижения
Не забываем отмечать выполнение заданий, проводя оценку собственной деятельности. Вы закрашиваете верхнюю ячейку по следующей схеме: отличнохорошоудовлетворительно


Задание 1.
Прочитайте текст и подготовьтесь к ответу на вопросы (устная работа, индивидуальное оценивание, в таблицу занесу после регистрации).
Задание 2.
Составьте тест по тексту из задания №1, используя Google-формы (справка по работе с Google-формами, также можно посмотреть обучающую презентацию). Требования к тесту:
  • количество вопросов — 10;
  • тип вопросов  вопросы на оценивание истинности приведенных вами суждений "да" — "нет", либо "верно" — "неверно", как вам больше нравится (при выборе типа вопроса в форме выбираете "один из списка");
  • среди созданных вопросов должны быть как вопросы, проверяющие понимание текста, так и вопросы, иллюстрирующие применение содержания текста для анализа социальных ситуаций (примеры из истории, современной социальной реальности в тексте есть);
  • не забудьте последним вопросом включить фамилию, имя отвечающего (при выборе типа вопроса в форме выбираете "текст").
Ссылку на созданную форму размещаете в соответствующей ячейке таблицы.
Задание 3.
Выполните тесты, составленные вашими одноклассниками (не менее 3). Проверьте выполнение теста, составленного вашей группой, занеся количество набранных баллов в ячейку группы, выполнившей ваш тест (используйте цвет, которым проставлен номер вашей группы, чтобы было видно, кто и чьи тесты решал, я оперативно буду переносить эти баллы в нижнюю ячейку, суммировать и удалять из верхней). Не забудьте открыть мне доступ к таблице результатов своего теста.
Задание 4.
Работа с неадаптированным источником социальной информации.
Прочитайте текст и выполните задания к нему, заполнив Google-форму. Обратите внимание на пояснения к каждому вопросу - в них дается формат ответа, его содержательные единицы, которые подлежат оцениванию.
Сделайте запрос на открытие доступа к результатам работы с текстом. Проанализируйте свою работу, найдите ошибки.
______________________________________________________
Поскольку из-за технических проблем поработать мы смогли только в течении одного урока, пройти до конца урок не успели. Решение такое: оставляю доступ ко всем документам до пятницы (то есть, до следующего урока). Определяйтесь со способами коммуникации в паре, необходимыми вам для завершения урока (было бы интересно почитать, как вы решите эту проблему) и заканчивайте работу. Если возникают вопросы, я готова ответить. Несколько мыслей по поводу уже сделанного:

  • здорово, что разобрались с трансляцией формы в Google+, но поправьте ссылки на свои формы в таблице продвижения (у многих даны ссылки не на опубликованную форму, а на окно ее редактирования, потому и доступ закрыт), я в таблице всем, кому надо поправить ссылки, написала комментарий;
  • не забываем оценивать свою деятельность по каждому заданию (кроме задания 1) в таблице продвижения;
  • не забудьте предоставить мне доступ к таблице результатов вашей формы (иначе я не смогу оценить задание 2: на данный момент только одна группа открыла мне доступ);
  • внимательно читайте условия каждого задания и следуйте ему: большинство вопросов на уроке возникало по поводу того, что уже было описано.

суббота, 12 января 2013 г.

Понятия и термины: знакомые незнакомцы. №1. Январь.

Идея такая. Раз в месяц буду давать задание, исполнение которого не является обязательным (просто для тех, кто желает расширить свой кругозор, а заодно получить дополнительную оценку). Срок исполнения задания —  до конца месяца. 
Общие условия для всех заданий.
1) Каждое задание будет посвящено каким-либо понятиям и терминам курса.
2) Задание не будет привязано к конкретной теме курса, оно может выполняться как с опорой на уже изученный материал, так и на опережающее изучение.
3) Задание может включать межпредметные связи с другими учебными предметами: содержательные или по формату выполнения.
4) Способ предъявления результатов в каждом случае может быть различным и описывается отдельно. 

Итак, задание января. Что мы имеем на старте? Предмет: русский язык и литература. Вот такой тест.
За ссылку спасибо +Marina Kurvits. Прочитала, порешала (никуда не подглядывала), прослезилась, набрав до неприличия маленькое количество баллов. Стало стыдно, ушла расширять словарный запас, читая книгу "Что непонятно у классиков" (ссылку нашла в блоге у +Елена Воронина)  А сколько баллов наберете вы?
Какое отношение этот тест имеет к нашему курсу? Понятия, смысл которых надо было указать, либо устаревшие, либо заимствованные. А ведь многие термины социальных наук образованы от латинских и греческих слов (а также французских, английских и пр.). И задания на знание этих терминов являются составной частью олимпиад по обществознанию (примеры, приведенный ниже, взят как раз из  олимпиадных заданий). Выглядит это обычно примерно так.

Что делаем?
Шаг 1.  Пробуем определить, о каких понятиях идет речь, заполнив Googlе-форму. 

Шаг 2. Заполнив форму, просим открыть доступ к таблице с ее результатами. В строке введенных вами данных, те понятия, которые вы определите верно, будут выделены особо (шрифт, заливка и пр. — сами увидите, когда откроете таблицу). Редактировать можно только ячейки с правильными ответами: ваша задача раскрыть смысл правильно определенного вами понятия, объяснить его значение, дать определение. При этом, если кто-то до вас уже работал с этим понятием в таблице, избегать повторов (способов определить одно понятие существует немало).
Шаг 3. Создаем свое задание, ссылку на него вносим в специальную ячейку той же таблицы. Обязательные требования к заданию: 

  • оно должно быть связано с определением обществоведческого термина, имеющего иностранное происхождение и раскрытие его смысла в определенном контексте какой-то социальной науки;
  • оно должно быть доступно для решения другими.
Все остальное - на ваше усмотрение, а именно:

  • формат задания (вот я пошла по пути наименьшего сопротивления, просто скопировав готовую модель олимпиадного задания, но, возможно, вы сделаете интереснее, к примеру, сможете создать тест по аналогии с приведенным в начале сообщения, только примеры у вас будут не обязательно из классической литературы, а из истории, современной социальной реальности, или вы смоделируете их самостоятельно);
  • количество терминов (договариваемся об одном только: раз в моем примере их четыре, то не меньше, можно и больше);
  • способ предъявления задания (я использовала Google-форму, вы тоже можете воспользоваться этой возможностью диска Google, инструкция здесь, можете использовать уже хорошо знакомый вам LearningApps, можно и просто создать документ или таблицу для совместного редактирования, справка вам в помощь).
Это три обязательных шага для всех, кто решится взяться за выполнение задания. А дальше  по вашему желанию. Можно выполнить задания, предложенные в таблице другими. Можно изучить результаты выполнения вашего задания другими. Можно обо всем об этом написать отдельное сообщение в своей электронной тетради в любой форме. 
Пробуйте, и у вас обязательно получится!

пятница, 11 января 2013 г.

Успехов в новом году!

Первый день новой четверти, первый день нового полугодия.
ImageChef.com 
После зимних каникул снова включаемся в работу. Электронным тетрадям учеников 10-х классов уже полгода. С какими радостями и с какими проблемами вступаем в наступивший год?
Радость №1. У вас получается! Да, не все и не у всех, но получается! Есть тетради, в которые я не захожу — влетаю, новых сообщений в которых жду, и которые с удовольствием комментирую. И это не одна, и не две тетради — их гораздо больше!  Да и вообще, заметила за собой почти сразу и за полгода это ощущение никуда не ушло: если с проверкой обычных тетрадей могу задержаться, то выполненные вами задания в электронных, наоборот, спешу проверить поскорее, сгорая от интереса и нетерпения. 
Радость 2. Отдельные задания привели к появлению большого количества замечательных работ: творческих по исполнению и глубоких по содержанию. Это, конечно, прежде всего, задания по роликам +TED. "Чимборасо" превратилось в увлекательную игру-путешествие по Википедии, а работы по мотивам выступления Адоры Свитак поразили философскими размышлениями - порой трогательными, порой серьезными, но в любом случае  не оставляющими равнодушными.
Настоящим событием месяца для учеников 10Б стало "Чимборасо!" Многие не остановились на создании своего слайда в совместной презентации, а создали удивительные, интересные повествования о своем путешествии по Википедии.
Радость 3. С удовольствием наблюдаю как вместе с вашими тетрадями растете и вы сами! Тетради прирастают новыми сообщениями, вы прирастаете новыми умениями (и знаниями, конечно!): начинаете обустройство в них уютных для себя гнездышек, добавляете гаджеты, работаете с макетами и шаблонами, то есть, создаете максимально комфортную для своей работы с тетрадью среду  здорово! 
Радость 4. Очень приятно видеть, что наряду с тетрадями, авторы которых работают с ними от случая к случаю, растет число тетрадей, заходя в которые чувствуешь системную работу. Это уже не просто ученическая тетрадь, это где-то  электронный учебник, где-то — ваше электронное портфолио.

Теперь хотела бы обозначить круг проблем, которые возникают у многих из вас. Поверьте, решив их, и вам, и другим работать будет  проще.
Проблема №1. До сих пор не ко всем пришло понимание общего подхода к сообщениям своей электронной тетради. Одна тема = одно сообщение. Не стоит создавать по несколько сообщений там, где можно создать одно. Нет, конечно: вы можете продолжать плодить сообщения: одно  на новый материал, второе  на домашнее задание: третье  на работу над ошибками, но очень скоро для вас самих окажется затруднительным найти информацию по той или иной теме. Намного удобнее, когда все, что касается одной темы, собрано в одном посте. И название этого поста совпадает с названием темы.
Проблема №2. Далеко не все выполняют работу над ошибками после пройденного теста. Напоминаю, что эта работа  одна из составляющих ежемесячного оценивания ваших тетрадей.
Проблема №3. Давайте будем учиться работать в Google+. Я всегда оповещаю через этот сервис о появлении новых сообщений в своих блогах, а также даю ссылки на какую-то информацию, которая может оказаться вам полезной: интересно, это кто-то читает? Точно так же мало кто пользуется Google+ для аналогичных целей.
Проблема №4. Я уже не знаю, как уговорить вас снять капчу (да, да, тетрадей с капчей стало значительно меньше, но они есть, и их, к сожалению, немало). Большинство из вас редко гуляет по тетрадям одноклассников (а зря!) и еще реже оставляет там какие-то комментарии (очень жаль), но я по долгу работы и просто ради любопытства делаю это постоянно. Я бы комментировала ваши работы чаще и больше, если бы каждый потрудился снять хотя бы проверку по ключевому слову. Делается это очень просто. НастройкаСообщения и комментарииКонтроль комментариевНикогдаПроверка по словуНет. Пару раз наткнешься на капчу, потом не хочешь комментировать даже там, где ее нет.
Ну, и, конечно, хотелось бы больше активности от вас, друзья! Ходим друг к другу в гости, если понравилось, не забываем "плюсовать" и комментировать работы: вам нетрудно, а автору приятно! Очень радуюсь всегда каждому комментарию в  своем блоге и не меньше радуюсь, когда вижу обсуждение в комментариях. И помним о том, что наши тетради существуют в открытом пространстве: к вам могут заглянуть на огонек и совершенно посторонние для вас люди (и ведь уже заглядывали к некоторым!). Что они увидят в вашей тетради? Будете ли вы интересны другим людям? Это зависит только от вас!
Успехов в наступившем 2013 году!
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...