понедельник, 18 марта 2013 г.

Что такое гражданское общество

Изучив данную тему, вы сможете объяснять, что такое гражданское общество, для чего оно необходимо, кто и как в нем действует. Вы сможете сравнить различные точки зрения на гражданское общество. Я надеюсь, что вы задумаетесь и выразите свое отношение к таким ценностям гражданского общества, как свобода, ответственность, самостоятельность, активность, инициативность, сотрудничество, доверие. При подготовке заданий использовались материалы пилотного издания УМК (учебник, книга для учителя и хрестоматия) "СИВИКА. Гражданское общество. Курс практического обществознания" Санкт-Петербургского института права  Принца Ольденбургского (группа В Контакте).
В папке "10А" на Диске Google уже создана отдельная подпапка "Гражданское общество". Кто еще до сих пор не перенес папку "10А" себе на Диск, сделайте это сейчас для удобства дальнейшей работы, ведь все документы я теперь размещаю именно там. 
Презентацию об истории воззрений на понятие "гражданское общество" смотрим здесь.
На уроке работаем в режиме 1 компьютер на двоих учеников, традиционно перед началом работы необходимо зарегистрироваться в таблице самозаписи. Не забываем отмечать в таблице выполнение каждого задания.


Задание 1. Ассоциативный ряд.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие "гражданское общество"? Оформите их в одном из сервисов для создания "облака слов" (выбрать можно здесь, п. 2), полученное изображение необходимо вставить картинкой в общий документ. Не забудьте подписать картинку.

Задание 2. Работа с источником.
Цитаты для работы приведены в документе: Современные авторы о гражданском обществе. Подробное описание моделей читаем здесь (краткое есть в презентации).
Выбрать один любой первоисточник и выполнить следующее задание:
  • Прочитать первоисточник и на основе классификации моделей и подходов, данной в тексте, определить, какое понимание гражданского общества предлагает сам автор первоисточника.
  • Выбрать из предложенных в учебнике или создать самому схему, графический символ понятия «гражданское общество» (согласно авторской концепции).
  • Выделить две-три основных характеристики гражданского общества, которые автор считает существенными, важными.
  • Ответить на вопрос: почему автор считает введение понятия «гражданское общество» нужным, важным, полезным?
Результаты работы оформить в совместной презентации (1 слайд). Не забудьте подписать слайд, а также подписать автора и название первоисточника, с которым вы работали (не повторяемся, а потому отслеживайте, что выбрали другие, согласовывайте свои действия с одноклассниками).


Задание 3.
Работа над совместным документом. Выбираем цвет, которым будем писать (в конце документа этим цветом пишем фамилии) и далее работаем в тексте документа только этим цветом.
Познакомьтесь с результатами работы ваших одноклассников в совместной презентации и выскажите в совместном документе свои мысли по поводу следующих вопросов:
  • Есть ли что-то общее в понимании гражданского общества у всех авторов?
  • С кем из авторов первоисточников вы согласны, а с кем готовы поспорить? Подтвердите свой ответ примерами из истории, фактами современной социальной реальности.
  • От чего зависят разные взгляды и разные подходы к понятию "гражданское общество"?
  • Чем каждый из подходов к исследованию гражданского общества может быть полезен для решения общественно значимых задач в нашем городе?
  • Так все же, что такое гражданское общество?
Задание 4. 
Возвращаемся к документу, в котором выполняли задание 1, находим изображение сделанного в начале урока ассоциативного ряда. Комментируем изображение с точки зрения того, как изменились ваши первоначальные представления о понятии "гражданское общество" по итогам работы на уроке.

Домашнее задание.
Работа по докладу TED. Совместная презентация и ответы на вопросы. Материалы задания размещены здесь. Временно закрыла доступ к имеющимся в документе презентациям, чтобы обеспечить независимость вашей работы. Отвечая на вопросы, прочитайте то, что уже написано до вас и постарайтесь найти иные аргументы и обоснования.

суббота, 16 марта 2013 г.

Создаем ролик по теме "Общение" с помощью технологии скрайбинга

Первый блин опыт работы в технологии скрайбинга в 10А классе удался: можно (и нужно!) читать (и смотреть!) здесь. Пока шла работа над роликами, появилась еще несколько любопытных материалов на тему скрайбинга.
  • О скрайбинге и скрайберах (интересна не только сама статья, но и те публикации, ссылки на которые вы найдете внутри нее, особенно обращаем внимание на то, что профессия скрайбера сегодня очень востребована, а потому, чем чёрт не шутит: вдруг для кого-то эта работа станет началом чего-то более серьезного — не только в учебном, но и в профессиональном плане).
  • Нарисучка. Про метеорит. Каждый из вас не так давно сначала был свидетелем этого события, а потом осмысливал его через призму различных тем обществоведческого курса. Поэтому, думаю, всем вам будет интересно взглянуть на эту тему глазами скрайберов Телеканала "Дождь".
Гуляем, читаем и размышляем над собственным проектом. 

Что необходимо сделать до урока.
1) Внимательно ознакомиться со всеми материалами по ссылкам.
2) Определиться с составом группы и заполнить таблицу регистрации. Внимание: максимально в одной группе могут работать совместно 5 человек (решайте сами по количеству, просто исходите из того реального объема работы, возможности распределить ее между членами группы и помните про "проблему безбилетника", чтобы у отдельных членов группы не возникало желание "прокатиться за счет других"). Если вы захотите работать в группах меньшего состава (а в таблице их мало), добавляйте новые колонки.


3) Определить, каким способом вы будете работать в технике скрайбинга. Возможные варианты:
  • на интерактивной доске (на доске сможет работать только 1 группа, а потому, "кто первый встал, того и тапки");
  • традиционным способом рисуя на бумаге;
  • на онлайн-доске, с помощью соответствующего сервиса (к примеру, вот такого, рекомендую именно его в том числе и потому, что отдельная регистрация необязательна, можно войти через Google-аккаунт, также он интегрируется с Google-диском);
  • к своему стыду, я еще не очень сильна в планшетах и их возможностях, но, возможно, кто-то захочет рисовать именно там.
Выбранный способ надо занести в таблицу.
4) Приготовить к уроку (рисовать будем в понедельник, 18 марта) все необходимое для выбранного способа рисования:
  • подумайте, чем вы будете проводить видеосъемку (если телефоном или планшетом, то кто будет снимать в вашей группе, если камерой, то кто принесет, кстати, если вы захотите рисовать на доске, то в ПО доски есть функция "видеозапись экрана", то есть, автоматом идет съемка того, что происходит на доске, только руки рисующей видно не будет, просто действия, сохраняет как медиа-файл);
  • если вы решите рисовать традиционным способом, то необходимо принести бумагу и средства рисования (а, может, и аппликации);
  • если вы решите рисовать через онлайн-доску, то подумайте и скажите мне, сколько вам потребуется компьютеров (кстати, возможно, компьютеры понадобятся и другим группам, вы только сообщите, кому и сколько);
  • есть смысл заранее продумать, что и как вы будете рисовать, как распределите роли внутри группы (кто будет рисовать, кто снимать, кто осуществлять общее руководство, кто монтировать и пр.).
5) Помните, что задача — создать обобщающий ролик в технике скрайбинга по теме "Общение", который обобщал бы полученные знания. Помните, что содержание темы состоит из трех частей:

Вы можете сделать обзорный ролик по всему содержанию темы, а можете сосредоточиться на каком-то одном аспекте (или нескольких). Необязательно строго следовать материалу учебника, привлекайте дополнительные источники (тем более, что в процессе изучения темы мы не раз уже делали это), раскрывайте свои идеи на конкретных примерах.
В конце урока вы должны внести ссылку на рабочие материалы в таблицу (кто-то один из группы создает папку на Диске Google, открывает доступ к папке всем для просмотра, а членам группы — для редактирования; в эту папку сохраняете все, что успели создать на уроке; если вы используете принесенную из дома технику, не забудьте про шнуры, переходники и пр. для того, чтобы перекинуть материал на диск). Звук можно будет записать и смонтировать отдельно, уже в формате домашнего задания (но если кому-то удастся сделать все и сразу  пожалуйста). Ссылка на законченный материал должна появиться в таблице не позднее 24 марта.
Всем творческих успехов!
_______________________________________________
Из пяти групп, работавших над скрайбами, смогли довести работу до конца только три. Не вполне понимаю причины, ведь рабочий материал был у всех групп. Жаль, что предканикулярные и каникулярные дни выбили вас из привычного ритма школьной жизни. На уроке предприняли попытку осмыслить и оценить такую непростую работу — свою и своих одноклассников. Молодцы, что критично подходите к себе, понимаете, над чем надо работать. Верю, что работа не оставила вас равнодушными, что возникнет желание повторить ее в рамках какой-то другой темы: возможно, организованно, на уроке (я открыта для ваших предложений), а возможно, самостоятельно. В любом случае, рекомендую почитать статью 4 способа создать скрайбинг своими руками: очень неплохая обучалка. 
Ну, и, конечно, давайте вдумчиво попытаемся оценить все выполненные работы. Вот таблица для взаимооценивания (лежит на Диске в папке "10Б", у кого нет доступа, стучитесь).


Спасибо за идею +Marina Kurvits  и ее блогу, в котором предложена таблица для оценивания учащихся в ходе работы над веб-квестом, а также +Александр Кононов 
— за полезные идеи, высказанные в процессе работы над критериями.

Правила работы.
  • Изучаем лист "Критерии": даны и сами критерии и их описания с точки зрения различных уровней.
  • Каждой группе соответствует отдельный лист. Для удобства я продублировала ссылки на итоговые ролики в эту таблицу. 
  • Заходим на лист группы, работу которой хотите оценить (закончившие работу оценивают минимум работы двух  других групп, разрешена и самооценка, остальные оценивают работы всех трех групп), вписываем свои фамилию и имя.
  • Ячейку каждого критерия закрашиваем в цвет, соответствующий, на ваш взгляд, заявленному описанию.
  • В ячейке "Комментарий" пишем свое (не копируем из таблицы) обоснование оценки.
  • Обращаю внимание на то, что предусмотрены дополнительные баллы — на случай, если вы хотите оценить что-то, не нашедшее отражение в критериях. В этой ячейку ставим цифру, и в ячейке "Комментарий" обосновываем: за что решили поставить дополнительные баллы.
Кому тесно в рамках таблицы — добро пожаловать в комментарии.

понедельник, 4 марта 2013 г.

Каким образом язык тела формирует вашу личность

Всем вам понятна роль и необходимость вербального речевого общения. 
Есть слова, словно раны, слова – словно суд, 
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить...
(В. Шефнер)
А невербальное, то есть неречевое общение? Что оно собой представляет? Какую роль играет в процессе коммуникации?
"Язык тела влияет на то, как другие люди видят нас, но он также может изменить наш взгляд на самих себя. Социальный психолог Эми Кадди показывает, как принятие сильных поз  например, позы уверенности даже в тех ситуациях, когда мы не чувствуем себя уверенными  влияет на уровень тестостерона и кортизола в крови и увеличивает наши шансы на успех".

Вы можете посмотреть ролик на сайте TED. Там же можно прочитать стенограмму речи докладчика.
Учебная тема: "Общение как обмен информацией".
Задание.
  • Смотрим ролик
  • Делаем совместную презентацию "Словарь невербального общения" (доступ открыт, если у кого-то возникают проблемы входа, стучимся сами) на основе понятий из доклада.

Требования к работе:

  • 1 пара учащихся (работаем в режиме 1 ноутбук на 2 учащихся) = 1 слайд
  • Каждый слайд должен быть подписан (Ф.И. членов микро-группы)
  • Заголовок каждого слайда: понятие по теме "Невербальное общение", взятое из доклада
  • Содержание слайда (текст, возможно графика, картинки) должно раскрывать роль данного понятия в процессе общения с позиции автора доклада
  • Не повторяемся: если вы видите, что понятие занято какой-то группой, ищите другое.
Успехов в работе!

пятница, 1 марта 2013 г.

Обобщаем тему "Государство" с помощью технологии скрайбинга

Что такое государство читаем, к примеру, здесь. Ну, и у себя в тетрадях электронных достаточно написали уже многие.
Что такое скрайбинг, читаем здесь и здесь. Дополнительно примеры можно посмотреть здесь.
Что необходимо сделать до урока.
1) Внимательно ознакомиться со всеми материалами по ссылкам.
2) Определиться с составом группы и заполнить таблицу регистрации. Внимание: максимально в одной группе могут работать совместно 5 человек (уже разрешила одной группе 6, смотрите сами по количеству, просто исходите из того реального объема работы, возможности распределить ее между членами группы и помните про "проблему безбилетника", чтобы у отдельных членов группы не возникало желание "прокатиться за счет других"). Если вы захотите работать в группах меньшего состава (а в таблице их мало), добавляйте новые колонки.

3) Определить, каким способом вы будете работать в технике скрайбинга. Возможные варианты:
  • на интерактивной доске (на доске сможет работать только 1 группа, а потому, "кто первый встал, того и тапки");
  • традиционным способом рисуя на бумаге;
  • на онлайн-доске, с помощью соответствующего сервиса (к примеру, вот такого, рекомендую именно его в том числе и потому, что отдельная регистрация необязательна, можно войти через Google-аккаунт, также он интегрируется с Google-диском);
  • к своему стыду, я еще не очень сильна в планшетах и их возможностях, но, возможно, кто-то захочет рисовать именно там.
Выбранный способ надо занести в таблицу.
4) Приготовить к уроку (рисовать будем в понедельник, 4 марта) все необходимое для выбранного способа рисования:
  • подумайте, чем вы будете проводить видеосъемку (если телефоном или планшетом, то кто будет снимать в вашей группе, если камерой, то кто принесет, кстати, если вы захотите рисовать на доске, то в ПО доски есть функция "видеозапись экрана", то есть, автоматом идет съемка того, что происходит на доске, только руки рисующей видно не будет, просто действия, сохраняет как медиа-файл);
  • если вы решите рисовать традиционным способом, то необходимо принести бумагу и средства рисования (а, может, и аппликации);
  • если вы решите рисовать через онлайн-доску, то подумайте и скажите мне, сколько вам потребуется компьютеров (кстати, возможно, компьютеры понадобятся и другим группам, вы только сообщите, кому и сколько);
  • есть смысл заранее продумать, что и как вы будете рисовать (впрочем, об этом можно прочитать по ссылкам, что дала в начале сообщения), как распределите роли внутри группы (кто будет рисовать, кто снимать, кто осуществлять общее руководство, кто монтировать и пр.).
5) Помните, что задача — создать обобщающий ролик в технике скрайбинга по теме "Государство", который обобщал бы полученные знания о теориях происхождения, понятии, признаках, функциях и формах государства.
В конце урока вы должны внести ссылку на рабочие материалы в таблицу (кто-то один из группы создает папку на Диске Google, открывает доступ к папке всем для просмотра, а членам группы — для редактирования; в эту папку сохраняете все, что успели создать на уроке; если вы используете принесенную из дома технику, не забудьте про шнуры, переходники и пр. для того, чтобы перекинуть материал на диск). Звук можно будет записать и смонтировать отдельно, уже в формате домашнего задания (но если кому-то удастся сделать все и сразу  пожалуйста). Ссылка на законченный материал должна появиться в таблице не позднее 11 марта.
Всем творческих успехов! И — с первым днем весны вас!
P.S. Пока писала, в моей ленте в G+ появилась подборка видеороликов (спасибо +Елена Годунова) — сделано по другому поводу и с другими целями, но вам тоже может пригодиться. Вот ссылка на канал Видеошкола.
______________________________________________
Всем огромное спасибо за работу! Восхищена! Несколько "мыслей по поводу".

  • Я, конечно, предполагала, что в классе найдутся люди, которые предварительно постараются во все вникнуть и подготовиться заранее к уроку, но то, что это были не люди, а целые группы, стало очень-очень приятной неожиданностью. Зарисовки-черновики, заранее составленные тексты, четко распределенные обязанности внутри группы: ну, вы молодцы!
  • Очень интересно было наблюдать, как по-разному была  организована работа и распределены роли  в каждой из групп. В любом случае, места для праздности не было, все были включены в процесс работы.
  • Все еще удивляюсь, почему ни одна группа не решилась рисовать на интерактивной доске. К тому же, у группы, изначально готовившейся работать на онлайн-доске, была такая возможность до последнего (т.к. сервис, на котором планировалось работать, вовремя "ушел" на технические работы), но отказались. Почему? Вижу только один явный недостаток этого способа: невозможность работы больше, чем в одно касание, в остальном — одни достоинства.
  • Поняла, что 2 урока — это очень мало времени. Мне хотелось, чтобы вся черновая работа была выполнена в классе, на дом осталась бы только чистка и монтаж. Не совсем получилось. Но все равно хочу посмотреть сначала предварительные материалы, ссылки на них уже понемногу появляются в общей таблице.
  • Не раз и не два за время урока, когда я слушала, как одна команда пишет голос, другая — спорит о последовательности тех или иных элементов...Слушала, наблюдала и думала: ну, разве в таком формате остается какой-то шанс не пройти тему, а пройти мимо?
      Немного фотографий с урока есть в альбоме.
_______________________________________________
11.03. 23.00
Есть завершенные работы четырех групп. Они очень разные. И это правильно. Ведь четыре разных группы по-разному организовывали совместную деятельность на уроке и за его пределами. Есть первая попытка осмыслить эту непростую и нетипичную для всех работу сегодня на уроке — огромное спасибо за все ваши слова: не дежурные, вдумчивые, с желанием найти достоинства работ и выявить недочеты, которые необходимо будет устранить в следующей работе (да, да, я это услышала: есть желающие повторить подобную работу, и это правда радует). Вы молодцы. Все, кто принял участие в этой работе, Все без исключения. Давайте теперь попробуем оценить не на уровне "нравится — не нравится", а привести все свои мысли в единую систему, согласно критериям оценивания.
Таблица для взаимооценивания (доступ для редактирования открыт ученикам 10А класса по адресам электронной почте, если появятся другие желающие оценить работы, добро пожаловать, стучитесь, открою доступ).

Спасибо за идею +Marina Kurvits  и ее блогу, в котором предложена таблица для оценивания учащихся в ходе работы над веб-квестом, а также +Александр Кононов — за полезные идеи, высказанные в процессе работы над критериями.

Правила работы.
  • Изучаем лист "Критерии": даны и сами критерии и их описания с точки зрения различных уровней.
  • Каждой группе соответствует отдельный лист. Для удобства я продублировала ссылки на итоговые ролики в эту таблицу. 
  • Заходим на лист группы, работу которой хотите оценить (минимум 2 группы, разрешена и самооценка), вписываем свои фамилию и имя.
  • Ячейку каждого критерия закрашиваем в цвет, соответствующий, на ваш взгляд, заявленному описанию.
  • В ячейке "Комментарий" пишем свое (не копируем из таблицы) обоснование оценки.
  • Обращаю внимание на то, что предусмотрены дополнительные баллы — на случай, если вы хотите оценить что-то, не нашедшее отражение в критериях. В этой ячейку ставим цифру, и в ячейке "Комментарий" обосновываем: за что решили поставить дополнительные баллы.
Кому тесно в рамках таблицы — добро пожаловать в комментарии.
______________________________________________
16.03. 22.45
Большое спасибо всем, кто принял участие во взаимооценивании роликов: с огромным удовольствием читала ваши мысли, рассуждения. Очень нравится, что вы не ограничились дежурными фразами, а постарались действительно оценить работу одноклассников, дать им советы. Молодцы! 
По итогам оценивания, самый высокий средний балл заслуженно получила работы группы 3.


Надо сказать, что наша с вами работа привлекла внимание и других людей: есть публикация в сообществе в G+ "Учимся с Google и другими",  ссылка на это сообщение приведена как пример подобной работы в блоге SPARGANON: в понедельник, 18.03, ученики одной из питерских школ тоже будут пробовать обобщать изученный материал в технологии скрайбинга.
Все мы получили очень полезный опыт. А продолжать ли его накапливать — дело за вами.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...