пятница, 27 февраля 2015 г.

Сознание и познание

Задание на урок 28 февраля 2015 г.
Что надо сделать ДО урока:
  • объединиться в микрогруппы по 2-3 человека;
  • выбрать один из предложенных 8 источников (не повторяемся), предварительно познакомившись с каждым из них;
  • внести информацию о выбранном источнике и составе группы в совместную таблицу (10Б >>>, 10В >>>).

Что делаем НА уроке.
Создаем на Диске Google текстовый документ (называем его по фамилиям работающих, открываем доступ для чтения "пользователям, у которых есть ссылка"). В документе в свободной форме (тезисный план, эссе, просто подборка "мыслей по поводу" и пр.) пробуем найти связи между содержанием источника и изученным разделом обществознания. 

Примечание. Текстовый документ на Диске Google – возможная, но единственная форма представления результатов работы. Если вам тесно в пространстве документа, если вам хочется оформить результат работы как-то по-другому (отдельная запись в своей электронной тетради/тетрадях, презентация, видеоролик и пр.) – добро пожаловать! В любом случае ссылку на свою работу не забудьте оставить в совместном документе.

Источники для работы.
Примечание. В прошлые годы все работали только с одним источником, (о том, как это было, а также примеры работ можно прочитать здесь), в этом году решила дать выбор.

Источник 1. Цифровая поэзия.
Возможные направления для работы:
  • Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание.
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.

Источник 2. Вот как надо правильно кушать шоколадку! >>>
Возможные направления для работы:
  • Знание и сознание
  • Понятие научной истины и её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Источник 3. Мультфильм "At the ends of the Earth" — "На краю Земли". 

Возможное направление для работы:
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

Источник 4. Суть философии >>>
Возможные направления для работы:
  • Знание и сознание
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.

Источник 5.The Monkey Business Illusion 

Возможные направления для работы:
  • Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание.
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.

Источник 6. Просто о сложном >>>
Возможные направления для работы:
  • Понятие научной истины и её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение.
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.

Источник 7. Тест на определение уровня логического и рационального мышления >>>
Возможные направления для работы:
  • Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание.
  • Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира.

Источник 8. Теорема Пифагора: физическое доказательство >>>
Возможные направления для работы:
  • Виды и уровни человеческих знаний. Опыт и знание.
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

суббота, 21 февраля 2015 г.

Предметная декада общественных дисциплин

С 25 февраля по 4 марта в гимназии будет проходить предметная декада общественных дисциплин. С основными мероприятиями декады можно ознакомиться в презентации.

 
Напишу подробнее о тех событиях декады, которые касаются учащихся 9-11 классов по предмету "обществознание".

1. Конкурс презентаций.
Название говорит само за себя. Надо подготовить презентацию по любой теме обществоведческого курса. Принимаются как индивидуальные, так и коллективные (коллектив авторов до 3 человек, причём, совершенно не обязательно, чтобы все авторы были из одного класса и даже из одной параллели) работы. Презентация может быть выполнена в любой программе (и загружена на любой сервис хранения презентаций), в любой технике (скрайбинг многие уже освоили) или любом онлайн-сервисе - ниже размещаю несколько ссылок.
  • Online-сервис Empressr. Обратите внимание на сам сайт - там много интересных материалов про создание презентаций 
  • Visme
  • SlideRocket
  • RealtimeBoard
  • Prezi - многие вполне успешно работают с этим сервисом.
Полезные ссылки в помощь тем, кто хочет совершенствоваться в создании презентаций.
  • Глеб Шулишов. Скелет презентации >>>
  • Алексей Каптерев. Мастерство презентации >>>
  • Алексей Каптерев. Смерть через PowerPoint >>>
  • Много разных иконок для презентаций >>>

2. Конкурс опорных конспектов.
Если вы любите рисовать и никогда не понимали: почему в детстве вас хвалили за ваши рисунки, а, когда вы стали старше, постоянно одёргивали, запрещали рисовать и заставляли писать - этот конкурс для вас. Вы должны создать конспект по любой теме обществоведческого курса, но конспект не текстовый, а визуальный. Это может быть скетч, ментальная карта, инфографика с наглядно и условно-графическими элементами. Причём, работа может быть выполнена как в ручную (и загружена как картинка или pdf-файл), так и с помощью компьютерных программ, приложений или онлайн-сервисов. Принимаются индивидуальные работы.

Полезные ссылки для тех, кто решит принять участие в этом конкурсе.
  • Мой отзыв на книгу: Майк Роуди. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу >>>
  • Мой опыт рисования скетчей: Скетчноутинг: как нарисовать доклад или конференция в скетчах >>>
  • 14 сервисов для создания инфографики >>>
  • На flickr педагога из Канады +Sylvia Duckworth я хожу за вдохновением: посмотреть её скетчи. А вот её презентация о том, как она создаёт скетчи с помощью IPad. Всё на английском, но вы ведь не зря язык учите, правда?
  • Чудесная книга любимого издательства +Манн, Иванов и Фербер: Художники, писатели, мыслители, мечтатели >>> Интересные факты из жизни 50 людей представлены в виде скетчей. Если кому-то надо полистать для вдохновения, принесу. А пока мечтаю сделать что-то подобное по истории общественной мысли. 
Если вы хотите поучаствовать в этих конкурсах (в одном, или в двух, количество работ от одного участника не ограничено), вам необходимо создать работу и внести данные о ней в форму. Последний срок для заполнения формы - 2 марта 2015 г.



Если есть вопросы, можно задать их в комментарии к этому сообщению.

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

И вновь о политических режимах и "Волне" Штрассера

Год назад ученики 11 класса уже работали над темой "Политические режимы", используя текст повести Т. Штрассера "Волна" (подробнее здесь). Работа оказалась более успешной, чем я ожидала, поэтому в этом учебном году мы повторили её, изменив, правда, формат. Собрала в это сообщение все ссылки на материалы уроков этого года в 11Б и 11В классах.

Задание, которое давалось изначально, предполагало чтение повести Т. Штрассера "Волна" и составление вопросов по тексту повести с опорой на изучаемую тему ("Политическая система и политический режим"). А вот дальше работа пошла совсем не по намеченному изначально плану.

Источник вдохновения — книга Т. Задорожной  (мой отзыв)
Заканчивались новогодние праздники. Мне уже хотелось вернуться на работу, а потому, за день до урока меня вдруг осенила идея: если повесть написана о подростках и для подростков, почему не отдать её обсуждение (хотя бы на первоначальном этапе) самим подросткам? А раз идея возникла, надо её реализовать. Сделала рассылку в почту с предложением, не особо надеясь на то, что кто-то решит пожертвовать последним днём отдыха ради подготовки к уроку. Однако, я ошибалась. В 11Б вызвалась провести урок +Василиса Ковалёва, в 11В — +Arty Tkach. В течении дня накануне урока мы обсуждали с каждым из них какие-то детали в почте. В итоге получилось два совершенно разных урока, проведённых двумя учениками в своих классах. Ребята, ещё раз огромное спасибо вам за проявленную инициативу, за выполненную работу. Вы молодцы!

Артём проводил свой урок первым. Каждый шаг он тщательно спланировал, подойдя к анализу повести строго через призму рассмотрения основных понятий темы. Артём сделал план-конспект урока, хронометраж отдельных этапов, а также презентацию к уроку.  

Урок Василисы, может, и был менее научным, но прошёл более легко, непринуждённо, обсуждение получилось достаточно активным. Василиса умело модерировала дискуссию, отлично обобщала ответы на вопросы. После окончания урока одноклассники Василисы аплодировали ей — это было здорово!

А мне, сидевшей на этих двух уроках на задней парте, очень хотелось вскочить, поддержать разговор. Не могла оставаться безучастной.


Работа продолжилась в созданных документах — каждый отвечал на сформулированные вопросы.


А я между делом нашла сайт, посвящённый этому эксперименту. Поразило то, что до сих пор проходят какие-то активности, связанные с этим экспериментом, что он нашёл отражение не только в повести Штрассера, но и в других продуктах культуры.



Завершающим этапом работы стало написание эссе. Задание и ссылки на работы собраны в отдельных документах.

"Весёлые картинки", использованные в этом сообщении — это отдельные страницы моего дневника: видите, меня тоже не отпускала "Волна".

После завершения работы над темой, на перемене, подошли ко мне +Вадим Серегин и +Константин Сериков. С предложением продолжить такой формат работы — изучать какие-то темы обществоведческого курса через коллективное прочтение произведений художественной литературы. Вроде как и книгу прочитали, и тему изучили. Очень рада, что такая работа пришлась по душе, что есть потребность продолжать. Спасибо за это. Постоянно, конечно, сложно так работать, но вот я сейчас подумала, что, к примеру, "99 франков" Ф. Бегбедера может отлично подойти для изучения вопросов глобализации и глобальных проблем современности. Буду думать.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...