пятница, 8 сентября 2017 г.

Входной контроль в 11 классах: найти содержание курса в предложенных кейсах

Входной контроль по обществознанию в 11-х классах предполагает решение одного из предложенных ниже кейсов по выбору учащегося. Такой формат используется уже четвёртый год (материалы прошлых лет доступны по ссылкам: раз, два, три, четыре). Каждый кейс представляет собой какую-то конкретную ситуацию (с опорой на мой личный опыт) и перечень тем обществоведческого курса, через содержание которых может быть рассмотрен кейс. Вы помните, что вы должны уметь иллюстрировать обществоведческое содержание примерами из личного социального опыта? Вот этот навык и развиваем стартовым контролем, только пойдём не дедуктивным путём, а индуктивным (кто забыл, что такое дедукция и индукция, срочно отправляется восполнять пробел)! 

Кейс считается решённым, если: 
  • вами самостоятельно сформулирована проблема (или тезис), связанная с описанной в кейсе ситуацией и представляющая собой фрагмент теоретического содержания одной из предложенных тем, либо выбранных самостоятельно (выбранная тема должна быть обязательно обозначена в ответе); 
  • сформулированная проблема (тезис) рассмотрена с опорой на материал курса обществознания и проиллюстрирована предложенной ситуацией; 
  • приведён другой пример (из истории, современной социальной реальности, литературы, личного опыта и т. д.), отличный от предложенного в кейсе, но тоже иллюстрирующий описанную проблему (тезис); 
  • ответ записан в виде связного текста в документе Google (название документа — Номер кейса_Фамилия, имя, название текста — тема, в рамках которой вы рассматриваете кейс) и прикреплён при сдаче задания в ClassRoom. Помните, что я могу вступить с вами в диалог в комментариях к вашей работе (в ClassRoom) — в этом случае оцениваться ваш ответ будет с учётом содержания нашего диалога. 


Обращаю ваше внимание на то, что часть предложенных к ситуациям тем не изучались в 10-м классе. Это темы для тех, кто занимается предметом углублённо, готовится к олимпиадам по обществознанию и праву. Хотя, конечно, их могут выбрать для рассмотрения все желающие (тем более, некоторые из предложенных тем обзорно изучались в основной школе). Кроме того, обратите внимание: темы я даю для всех, хотя программы обучения у разных классов разные. Какой-то класс уже изучил ту или иную тему, а другой ещё и не приступал. Просто помните: если вы добровольно берёте тему, которую мы ещё не изучали, то никаких поблажек я вам при оценивании не делаю, ответственность за теоретический материал ложится полностью на вас.


Кейс №1. Я рисую
Я всегда считала себя художником от слова «худо». Рисование и черчение в школе были единственными предметами, домашние задания по которым мне помогала делать мама, всегда отлично рисовавшая. Когда в городе, где я выросла, открылась художественная школа, я училась в 7 классе. Мечтала учиться в художке, но мне сказали, чтобы даже не пыталась, т. к. способностей к рисованию у меня нет. Так я и прожила лет до сорока с хвостиком. Однако несколько лет назад вдруг осознала: хочу рисовать! Книжки начала покупать (началось всё с 30-дневного курса по книге Марка Кистлера «Вы сможете рисовать через 30 дней» — мой отзыв), завела отдельный блог для рефлексии своих рисовальных опытов, в этом году активно участвую в обучающих онлайн-марафонах, организаторами которых выступают различные школы рисования. Перфекционизм отброшен, я просто рисую и радуюсь, если что-то получается. И, попутно, изучаю устройство онлайн-школ рисования: как организовано обучение, как педагоги мотивируют учеников на продолжение курса, как построены уроки и т. п. И постоянно думаю: а что из этого я могу привнести в свою методику преподавания.

Возможные темы
  • Личность, её социализация и воспитание. Возраст и становление личности
  • Потребности и способности человека. Задатки и способности
  • Многообразие деятельности. Творчество в деятельности
  • Самопознание и развитие личности
  • Образование в системе духовного производства. Основные тенденции развития образования
  • ???

Кейс №2. Красный карандаш и Евросеть-логистик
Когда я начала рисовать, то даже не представляла, сколь обширен рынок художественных материалов. Постепенно мой кругозор в этом вопросе начал расширяться, я начала активно покупать бумагу, кисти, краски, маркеры и другие принадлежности — как в розничной торговле, так и через интернет-магазины. Обычно всё происходит быстро и приятно, но однажды случилась у меня совершенно безобразная история. Краткий текст можно прочитать в фейсбуке (правда, там без развязки, но зато с интересными комментариями юристов). Подробно историю описала в инстаграме.
Заказала эту бумагу в @krasniy_karandash в первых числах мая по акции 'Товар месяца'. Оплатила заказ и стоимость доставки через #евросетьлогистик , выбрав один из салонов @euroset_chelyabinsk 4.05 статус поменялся на 'передано в службу доставки, 5.05 пришла смс, что будет доставлено в салон выдачи с 8.05 по 13.05 (разбег, конечно, нехилый, но с учётом длительных праздников, проглотила). Тем более, что на сайте было указано, что день доставки 8.05. Сегодня 17.05, заказ не доставлен до сих пор. 12.05 решила сама наведаться в салон #евросеть , куда должны были доставить заказ. Оказалось, он закрыт, на двери - никакой информации. Звоню в службу логистики по телефону, указанному в смс. Мне говорят, что заказ 'вот-вот будет доставлен'. Объясняю, что пункт закрыт и прошу перенести доставку в другой салон. Обещают уточнить и перезвонить. Не перезванивают ни в этот день, ни на следующий. Звоню сама. Опять объясняю ситуацию. Мне говорят, что салон возобновит работу 15.05, тогда же и доставят, что перенести доставку в другой салон невозможно (логистика, блин, на высоте), и что я 'должна войти в положение' (разумеется, извиняться за задержку доставки никто не собирается). Говорю, что они нарушают #правапотребителей , и что я буду писать претензию. Следует обещание вернуть мне стоимость доставки на телефон. Вчера снова звоню, терпение на грани. Мне говорят, что заказ доставят в течение дня. А потом...спрашивают: ходила ли я повторно в этот салон, и возобновил ли он работу? Это совсем финиш. Моя реплика о том, что такая доставка бросает тень и на #красныйкарандаш , т.к. после такой доставки лично я там заказывать больше не буду. Мне в ответ - что я не права и опять про то, что я должна смириться с их техническими трудностями. Вчера смс о доставке так и не пришла, статус не меняется. Обещанный возврат денег за доставку ждать придётся, видимо, ещё дольше. Почта России и та доставляет быстрее. #язла #покупкионлайн #доставка #интернетмагазин #нарушениеправ #ужасныйсервис #челябинск
Публикация от Мария Сонина (@mson72)

Не прошло и трёх недель, как #евросетьлогистик соизволили доставить мой #блокнот - склейку акварельной бумаги #canson из @krasniy_karandash Срок доставки был 8-12 мая, сегодня 19, почта России нервно курит в туалете. А теперь полюбуйтесь, в каком состоянии я её получила! Мне её дали во вскрытом виде (продавец перепутал и вскрыл мой заказ в присутствии другого клиента), причём вскрыта была и картонная коробка, и полиэтиленовый пакет производителя. После чего меня начали убеждать, что блокнот изначально был порван сзади. В общем, косяки #евросеть допускает на каждом этапе: от логистики до выдачи. Я в бешенстве. #язла #красныйкарандаш #покупкионлайн #доставка #челябинск #ужасныйсервис
Публикация от Мария Сонина (@mson72)

Кому интересно, чем закончилась моя эпопея с доставкой заказа из @krasniy_karandash логистикой #евросеть ? После отправки фото с повреждённым вскрытом заказом, от #евросетьлогистик ни ответа, ни привета. Видимо, они решили, что получив свой многострадальный заказ, я успокоюсь. Ха! Мне просто некогда было! Но на следующей неделе я планирую жалобы отправить и в Роспотребнадзор и в Роскомнадзор. Однако история получила неожиданное продолжение. Во вторник мне позвонили из @krasniy_karandash с сообщением о том, что эти "спецы" из #евросетьлогистик заявили сотрудникам интернет-магазина, что мой заказ... утерян! Пришлось рассказывать свою историю с самого начала. Меня выслушали, пообещали разобраться с #евросеть , но уже сейчас в качестве компенсации повторить мой заказ за счёт интернет-магазина, но отправить его через постамат #pickpoint Через пять минут мне позвонил менеджер, чтобы уточнить, в каком постамате мне будет удобно забрать заказ. И вот сегодня я его получила! Упакован был гораздо лучше, чем та упаковка от #евросетьлогистик, которую я, хоть и в разорванном состоянии, но увидела. Кроме того, @krasniy_karandash пообещали мне небольшой подарок: в коробке с бумагой #canson я обнаружила маленькую коробочку от #schmincke - в ней лежали тюбик акварели #ультрамарин 5 мл и кюветка желтой - оба цвета у меня очень востребованы. Я довольна (правда, на упаковке стоял предельный срок доставки 26.05, а доставили на два дня позже, но после общения с #евросетьлогистик этот факт кажется ничтожным). Спасибо @krasniy_karandash за заботу о клиентах и репутации. Вчера с утра сделала у вас новый заказ. #правапотребителей #интернетмагазин #доставка
Публикация от Мария Сонина (@mson72)

Возможные темы
  • Информационное общество
  • Что такое фирма, и как она действует на рынке
  • Конкуренция и рыночные структуры
  • Права потребителей
  • ???

Кейс №3. Страсти по ОГЭ
Не могла удержаться от того, чтобы не дать вам и этот кейс. Потому, в 9 классе все писали на ОГЭ по русскому языку изложение, а потому ситуация будет предельно понятной. Потому, что совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ — это кейс-предупреждение каждому из вас. Ситуация описана в фейсбуке. Надо читать и текст и комментарии (и не надо возмущаться, что я вынуждаю вас много читать: дети, которые читают, вырастают во взрослых, которые думают), причём всем, даже если вы не выберете этот кейс для работы. 

Возможные темы
  • Свобода в человеческой деятельности
  • Личность, её социализация и воспитание. Агенты (институты) социализации
  • Социальные институты
  • Социальный конфликт и пути его разрешения
  • Права ребёнка
  • Законодательство РФ в сфере образования
  • ???

Кейс №4. Комментарии и комментаторы
Этот кейс давала на входной контроль ещё год назад, однако никто из теперь уже выпускников этого года не решился взять его для анализа. Да, кейс очень непростой: разговор взрослых людей, профессиональная лексика и т. п. То обществоведческое содержание, которое для меня кажется явным в этой ситуации, всё же не лежит на поверхности: для анализа кейса с позиций предложенной темы требуется глубина, дотошность... Но сама ситуация представляется мне крайне интересной для анализа. А потому решила всё же рискнуть предложить этот кейс ещё раз: а вдруг в этом году кто-то решится взять его для анализа и сделает даже лучше, чем тот образ ответа, который я себе уже смоделировала.

Ситуация следующая. Почти два года назад работа теперь уже нашей выпускницы по сравнению мультимедийных выставок Ван Гога (в рамках такого же входного контроля) была прокомментирована креативным директором австралийской компании—правообладателя. Эта история легла в основу моего выступления на конференции в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Я написала пост об этом событии в своём основном блоге. Ссылкой на эту публикацию активно делились в социальных сетях педагоги из разных городов. Вот пример одной такой публикации. Предметом кейса являются общение в комментариях к этой публикации в Фейсбуке (да-да, надо прочитать и все три публикации по ссылкам, и все комментарии, чтобы выделить проблему или сформулировать ключевой тезис).

Возможные темы
  • Общение (Особенности общения в современном мире. Стереотипы и эффекты восприятия. Общение как понимание).
  • ???
Кстати, саму историю про то, чем обернулась работа 11-классницы, можно тоже взять как самостоятельный кейс №5. Назову его так: «Как GrandeExhibitions с нашей ученицей общалась».
Возможные темы 
  • Информационное общество
  • Личность, её социализация и воспитание
  • Общение (Особенности общения в современном мире)
  • Социальные интересы и формы социального взаимодействия
  • Образование в системе духовного производства
  • Гражданское общество
  • ???

Вместо решения одного из пяти предложенных кейсов, ученики 11В класса (только они, поскольку это более простой вид работы, а профиль 11В не связан с гуманитарными науками) могут выполнить задание «Как я провёл лето» (это не про сочинение с одноимённым названием в начальной школе, а тоже про обществознание, к примеру, несколько лет назад я писала о некоторых фактах из своего лета так.

Что надо сделать. 

  • Создать документ с названием «Как я провёл лето_Фамилия, имя». Обращаю внимание: это именно тема, а не заголовок сообщения. 
  • В содержании сообщения необходимо описать несколько фактов своей летней жизни, проанализировав их с точки зрения понятий, явлений, процессов, изученных в курсе обществознания в 10 классе.  
  • Количество фактов, которые вы будете использовать для анализа, не ограничено, а вот количество тем должно быть не менее двух! 
  • Заголовок написанного текста должен включать краткое название фактов и тем, которые вы раскрываете с помощью фактов.
  • Документ прикрепляете при сдаче задания в ClassRoom. 
Последний срок выполнения задания — 28 сентября 2017 г. (включительно), но я буду очень рада, если вы сделаете его раньше, а не завалите меня работами в последний день. Если что-то неясно, спросить можно здесь же, или в комментариях к заданию в ClassRoom.

С критериями оценивания можно познакомиться в таблицах (именно в них я буду позже проставлять баллы за ваши работы).
  • Критерии оценивания работ по кейсам >>>
  • Критерии оценивания работ «Как я провёл лето» >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...