воскресенье, 1 апреля 2018 г.

Читаем и размышляем. Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 1

Ежегодно, помимо выполнения итоговой контрольной работы за курс 10 класса (спецификация работ и демо-версии скоро будут опубликованы в ClassRoom), ученики 10-х классов гимназии проходят аттестацию по обществознанию в устном формате — как защиты какого-то проекта, подготовленного заранее. Причём, формат работы остаётся практически неизменным, а вот тема каждый год меняется.

В 2012—2013 учебном году тема промежуточной аттестации звучала так: "Конференция в стиле TED" (страница сайта с материалами конференции, очень много ссылок, изучая материалы по которым можно получить информацию о подготовке, проведению и итогам конференции).

В 2013—2014 учебном году ученики 10-х классов в рамках промежуточной аттестации пытались ответить на вопрос "На какой урок я пойду с удовольствием?" (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и  итогам аттестации, все остальные страницы созданы теперь уже выпускниками нашей гимназии), создавая электронный учебник и фрагменты уроков по отдельным темам курса.

В 2014—2015 учебном году десятиклассники создавали вдохновляющие презентации (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и  итогам аттестации, все остальные страницы созданы выпускниками 2016 г.), используя образцы выступления спикеров конференций TED.

В 2015—2016 учебном году ученики 10-х классов искали ответ на вопрос "Для ЕГЭ или для жизни?", желая понять, для чего они изучают обществознание — для того, чтобы сдать экзамен, или всё же как-то можно применить полученные знания и за пределами школы. Сайт аттестации содержит много полезной информации по материалам курса 10-го класса: цифровые ресурсы, облегчающие изучение отдельных тем, более 20 мини-сочинений по различным высказываниям.

В 2016—2017 учебном году десятиклассники читали главы из современной научно-популярной литературы. Тема аттестации возникла из названий этих книг: "Не очевидно? Неизбежно!". Как это было можно посмотреть на сайте аттестации.

Всегда говорила и говорю: пользуйтесь всем, что создали ваши предшественники, все материалы есть в открытом доступе, они все проверены и оценены, то есть можно представить степень их качества и надёжности.

В каком формате будет проходить промежуточная аттестация десятиклассников в этом году?

При выборе формата последние несколько лет я руководствуюсь тем, что, во-первых, большое число учащихся в параллели не позволяет проводить аттестацию в индивидуальном режиме. Опыт последних четырёх лет показал, что аттестация вполне может состояться и в групповой форме, при этом вполне возможно оценить вклад каждого из участников. 

Во-вторых, аттестация каждого года имеет определённую тему, вокруг которой и строится выполнение разнообразных заданий.

В-третьих, планируя аттестацию этого года, я, как и год назад, решила обратиться к одному из своих увлечений — к чтению. Я довольно много читаю (правда, последние два года значительно меньше), в том числе, детской и подростковой литературы, периодически пишу отзывы о прочитанных книгах в отдельном блоге, и хочу, чтобы больше читали и люди вокруг меня. Кроме того, я не устаю говорить вам, что буду считать свою работу не напрасной, если вы научитесь находить предметное содержание в любых источниках информации, не являющихся учебными.  А умение иллюстрировать содержание обществоведческого курса примерами из художественной литературы здорово помогает как на олимпиадах по обществознанию, так и на ЕГЭ.

Итак, тема промежуточной аттестации этого года:

Читаем и размышляем


"Точкой входа" в тему аттестации будет являться выбранное вами литературное произведение. Полный список приведён в документе. Вам надо выбрать из списка одно любое произведение, с которым вы будете работать. 

Что объединяет эти книги? Все они написаны для детей и подростков (на большинстве книг из списка стоит маркировка 12+), причём, большинство книг из списка написано/переведено/издано в последние 1015 лет. Я старалась подобрать книги, разные по жанрам, чтобы каждый смог найти в списке "свою" книгу. Список избыточный, а потому выбор у вас есть. Кроме того, я старалась подобрать произведения, чтение которых не займёт у вас много времени (каждая из книг списка может быть прочитана за время от нескольких часов, до 12 дней). Когда я составляла список, то советовалась с учителями литературы из разных городов (только в субботу я вернулась из Санкт-Петербурга с конференции, посвящённой информационным технологиями в образовании, так вот огромную помощь в подборе литературы мне оказали учитель литературы из Санкт-Петербурга +Елена Воронина и учитель литературы из Екатеринбурга +Елена Квашнина), а потому не все книги в списке читала сама (но прочитаю всё, что вы выберете, иначе не смогу корректно оценить вашу работу). Но большинство книг я читала, более того, они есть в моей библиотеке в бумажном варианте. А потому, если вы не можете найти книгу в Сети (или, как и я, любите шуршать страничками), ко мне смело можно обратиться с просьбой дать книгу во временное пользование. Кроме того, к некоторым книгам я в своё время писала отзывы: ссылки на них тоже есть в документе (не призываю читать их в обязательном порядке, но, поскольку я не могу убить в себе предметника даже тогда, когда читаю, нередко в своих отзывах я как-то обозначаю проблемы/темы — возможно, мои отзывы помогут вам и книгу выбрать, и выделить/сформулировать проблемы/темы, пусть даже частично). В итоге мы организуем повторение материала, изученного в 10 классе, опираясь сюжеты литературных произведений, и те ценности, которые автор хотел донести до читателей.

В процессе подготовки и проведения аттестации вам предстоит, прочитав одно произведение из списка (нет, можно и не одно, но работать вы будете только с одной книгой), связать его с понятиями, процессами,  явлениями обществоведческого курса 10 класса, выделив не менее трёх обществоведческих проблем/тем, так или иначе затронутых в книге. При этом, вся активность будет происходить в небольших группах, однако с помощью критериального оценивания различных этапов, будет возможно оценить деятельность каждого ученика.

Для промежуточной аттестации текущего учебного года создан сайт. Пока он практически пустой. Но именно на страницах сайта будет вестись основная работа и выкладываться результаты.

Общие условия и обязательные этапы работы.
Организационный этап.
  1. Промежуточная аттестация по обществознанию в формате группового учебного проекта является частью Учебного плана гимназии. Прохождение аттестации является обязательным для учеников 10А, 10Б классов и 10В-социального модуля. Второй модуль 10В класса не является гуманитарным, а потому по согласованию с учебной частью год назад было принято решение ученики 10В класса химико-биологического модуля участвуют в аттестации по желанию (то есть аттестация для них не является обязательной). При этом те ученики 10В, кто примет решение об участии в аттестации, освобождаются от письменных домашних заданий в течение всей четверти (ученикам 10А, 10Б классов и 10В-социального модуля письменные домашние задания также будут сведены к минимуму). В прошлом году в классе химико-биологического профиля сразу 9 человек приняли решение участвовать в аттестации, создав три группы. Мотивация у всех была разная, но это смелый шаг, заслуживающий уважения. 
  2. На начальном этапе вам необходимо объединиться в группы по 3 человека. Внимание! Я решила не ограничивать жёстко состав "троек" учениками одного класса. Таким образом, в каждой "тройке" могут быть ученики разных классов, главное — чтобы вы совпали по содержанию учебного материала, который впоследствии сможете выделить из выбранной книги (дело в том, что, в силу различия профилей обучения, программы у каждого класса разные: к примеру, социальную сферу изучали только ученики 10А класса, а экономика как отдельный предмет преподаётся в 10Б классе и 10В-социальном модуле, остальные учащиеся будут изучать её в курсе обществознания в следующем учебном году. Ответственно подойдите к формированию своей "тройки": работы много, работа разнообразная, подумайте, какой состав был бы оптимален с точки зрения интересов дела, но в то же время был бы психологически комфортным для каждого в группе. 
  3. Информацию о составе группы вы заносите в таблицу самозаписи. В таблицу вносим список членов группы, класс и электронные адреса (в домене гимназии) каждого участника группы. Пишем группы по порядку: не надо заполнять группу №13, если перед ней есть ещё пять пустых групп. Кроме того, в таблицу мы сразу вносим именно группу, а не "я молодец, я вписал свою фамилию, пусть другие сами ко мне подтягиваются". Доступ к одной таблице имеют, помимо меня, все учащиеся 10-х классов: будьте внимательнее и ответственнее при работе в совместном документе.
  4.  Создав группу, вам необходимо выбрать одно литературное произведение для работы. Одна группа = одно произведение, то есть, все три участника читают одну книгу и работают по ней. В списке в последнюю колонку напротив выбранного произведения надо вписать номер своей группы в формате "Группа №..." После того, как какая-то группа выбрала книгу, другие группы выбрать её уже не могут, то есть все группы работают по разным литературным произведениям. Отнеситесь к выбору книги не менее тщательно, чем к выбору состава группы. Из выбранного произведения вам необходимо выделить не менее трёх проблем/тем обществоведческого курса (например, "особенности социализации в постиндустриальном обществе", "деятельность как способ развития способностей человека", "общение в юношеском возрасте" — то есть выделенные проблемы/темы могут быть уже параграфа учебника и темы урока), не менее двух из которых изучались в 10 классе (третья может быть основана на материале основной школы), причём, ученики 10Б класса и 10В-социального модуля могут брать проблемы/темы, в том числе, по экономике. Выбрав книгу, можно сразу же приступить к чтению.
  5. Срок на эту работу — до 12 апреля 2018 г. Дело в том, что с 14 по 23 апреля 2018 г. я буду в Подмосковье на курсах повышения квалификации. До этого времени я опубликую все основные сообщения по отдельным этапам работы, с тем, чтобы вы могли использовать пропавшие уроки для подготовки к аттестации. При этом время моего отсутствия — это время, в течении которого вы ещё сможете изменить состав группы/изменить первоначально выбранное произведение (сделав соответствующие записи в документах), если уже на начальном этапе у вас что-то пойдёт не так. То есть, Юрьев день — 23 апреля 2018 г. После этой даты нельзя будет ни поменять состав группы, ни выбор произведения.
Основной этап. 
Работа каждой "тройки" в рамках промежуточной аттестации включает в себя два блока: 
  1. Дистанционный этап. Подготовка и оформление страницы по выбранной теме на сайте (итог — коллективно созданный сайт). Включает в себя написание текста по выбранному произведению и создание цифрового ресурса (всему этому будут посвящены отдельные сообщения с подробными инструкциями).
  2. Устная защита выполненной работы (это будет отдельный день, свободный от уроков, обычно во второй половине мая). Подробнее об устном выступлении будет написан отдельный пост.
Каждая группа планирует свою деятельность, используя сервис Trello. Особенностям работы с планировщиком будет посвящено следующее сообщение. Моя доска задач с ближайшими планами по подготовке к промежуточной аттестации и контролем за их выполнением расположена здесь. Вы можете увидеть, в какие сроки будут появляться сообщения, посвящённые отдельным аспектам аттестации. Все сроки указаны примерные, возможно, какие-то сообщения будут появляться раньше или позже (но на доске будет корректировка сроков).

Понятно, что, прочитав этот пост, у вас вопросов будет больше, чем ответов на них. Но, во-первых, вопросы всегда можно задать в комментариях к сообщению (можно и в ClassRoom, но лучше здесь — думаю, какие-то вещи будут беспокоить многих).  А во-вторых, данное сообщение содержит только самые общие условия аттестации. Формируйте группу, выбирайте тему и следите за обновлениями в блоге (каждое новое сообщение будет транслироваться в ClassRoom).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...