четверг, 5 мая 2016 г.

Образование в системе духовного производства

Выкладываю здесь презентацию с основными тезисами по теме. Как видно из слайдов, мы крайне мало работали с теоретическим материалом, больше рассуждали и размышляли.


Ролик Кена Робинсона, который обсуждали на уроке, можно посмотреть ещё раз здесь. Так же напомню, что одна из групп работала над темой "Тенденции развития современного образования" в рамках промежуточной аттестации (на базовом уровне эта тема изучается в курсе 10 класса), создав очень достойные материалы (ссылка).

Перед началом изучения темы в моей ленте в Фейсбуке несколько раз попадалась статья "10 причин, по которым дети не хотят ходить в школу" (ссылка), где о проблемах современной школы рассуждает 11-летний мальчик. Пока я думала, как можно использовать текст этой статьи при изучении темы, учитель русского языка и литературы +Елена Воронина уже опросила своих учеников, тем самым дав идею и мне. О том, почему не хотят и почему хотят ходить в школу питерские школьники, можно прочитать здесь.


Всего я получила 51 ответ. Четыре работы были подписаны. Спасибо всем, кто ответил искренне.

Я не хочу ходить в школу, потому что

В сводку попали варианты ответов, упомянутые у троих и более учеников. Что-то пришлось обобщить (к примеру, всё, что было написано про учителей, будь то конфликтные ситуации, недопонимание, отношение к ученикам и преподаваемому предмет(наоборот, объединять не стала (к примеру, скуку и бесполезность: решила, что предмет может быть полезным в принципе, но скучно преподаваться).

Некоторые фрагменты из ответов привожу отдельно, кое-где сопровождая их своими комментариями:
  • мало творчества в школьной жизни (вот и Кен Робинсон говорит о том, что школы подавляют творчество);
  • часто понимаю, что мог бы провести время продуктивнее (похожие мысли нередко встречались у ребят, которые смогли себя реализовать в чём-то за пределами школы: спорте, творчестве, по крайней мере, мне так показалось по анкетам) ;
  • часто жертвую лишние силы и нервы ради оценки (а стоит?);
  • почему учитель готовится к одному уроку, а мы каждый день к 6 урокам, и если мы не выполнили какой-то один, то сразу оценка "2";
  • потому что не все аттестации такие интересные, как по обществознанию в 10 классе (спасибо, что помните, для меня очень ценно то, что кому-то это было важно, и видимо остаётся важным и спустя год);
  • не вижу объективных причин и целей (надеюсь, что это касается только школы, но не обучения/познания вообще);
  • груз чужих ожиданий (взрослых? учителей? родителей?);
  • коллектив: хоть мне и комфортно с одноклассниками, но у всех возникает чувство "я устал видеть эти лица";
  • унижение и подавление высокой самооценки, все слышали фразу от учителя "не обольщайся высокими баллами, это случайно", все сталкивались с ситуациями, когда их называют глупыми/неспособными;
  • я трачу время без пользы на большинстве уроков. Да, я узнаю что-то новое, но зачем мне эта информация?
  • анализ отдельных произведений, сопровождаемый комментариями ничего не понявших одноклассников, портит моё впечатление от книг, умаляет глубину мыслей, содержащихся в них. Я считаю чтение и осмысление прочитанного процессом интимным, не выносящимся на публику.
  • всё, чему меня научила школа  это врать, думать нецензурно и безответственно относиться к любой работе (неужели всё так грустно?);
  • оценки  не показатель знаний, но ради аттестата приходится делать то, что не хочешь.
Я хочу ходить в школу, потому что
Принцип отбора тот же, что в случае с негативными суждениями. И также несколько фрагментов привожу отдельно:
  • конкретно моя школа видится мне лучшей в городе;
  • она дисциплинирует меня, упорядочивает мой рабочий день (здорово, что Вы думаете о само-менеджменте);
  • здесь я могу получать знания по социально-гуманитарным наукам (моим любимым);
  • в моей семье поощряется стремление к получению образования;
  • мне нравятся контрольные, на них я узнаю свой уровень знаний (а Вы заметили, что нередко то, что вызывает негатив у одних, позитивно воспринимается другими: можно увидеть по сводке ответов, что сходные позиции попали в оба списка);
  • школа может научить  трудолюбию;
  • родители думают, что я учусь, и поэтому рады;
  • большая часть моих воспоминаний из подросткового периода будет связана со школой, потому что здесь всегда происходит что-то необычное и интересное;
  • простор для развития фантазии — от оправдания перед учителями до изобретения новых методов конспектирования (что оказалось более полезным?);
  • тут ценятся знания и способности каждого ученика, даётся шанс их развить, а перспективы не губятся на корню;
  • понимание того, чем ты хочешь заниматься, приходит в школе.
Несколько моих мыслей вместо анализа и выводов.
1. Прочитав ту часть анкет, где про нежелание ходить в школу, захотелось немедленно уволиться и срочно искать другую работу (только разве я умею делать что-то ещё?). Потом вспомнила тот объём негативных эмоций, что сама испытывала к школе в выпускном классе: поверьте, очень много общего. И мысли о ненужности ряда предметов, и расстройство от непонимания со стороны учителей... Принципиальную разницу вижу только в том, что вы свободнее. У меня вот не было мыслей о том, чтобы жаловаться на форму или какие-то чисто процессуальные рамки, задаваемые школой.

2. Кстати о свободе. В нескольких анкетах есть упоминания об отсутствии свободы, возможности выбора. И при этом реплики о недостаточных знаниях по отдельным предметам даются в контексте предметов не по профилям обучения в гимназии. Но ведь у вас был выбор: остаться учиться здесь в старших классах, стремясь сохранить коллектив, среду, что-то ещё... Или поменять школу, поступив в класс по профилю, необходимому для будущего профессионального образования. Как и выбор учиться в школе по месту жительства, а не ездить в другой конец города. Да, очень часто это выбор не ваш, а ваших родителей. Но (вспомним экономику!) любой выбор имеет свою альтернативную стоимость. То есть, в силу каких-то причин в своё время именно эта альтернатива показалась для вашей семьи наиболее комфортной, а осознание пришло гораздо позже.

3. Нежелание ходить в школу совершенно не означает нежелания учиться, получать новые знания, развиваться. И это очень важно. Потому как религия, вера и церковь — это три большие разницы, так и образование, знания и школа — это тоже совсем не одно и то же. Мой вузовский преподаватель по истории Востока Владимир Михайлович Антропов на Последнем звонке со сцены сказал нам только одну фразу: "Я желаю, чтобы вам всегда было интересно". Я постоянно вспоминаю эти его слова, создавая себе внутреннюю мотивацию для всего, чем живу, чем дышу, чем занимаюсь в жизни. А потому могу пожелать вам того же самого.

4. В причинах, объясняющих нежелание ходить в школу, я нередко видела детей, не желающих становиться взрослыми (много реплик на грани капризов). А в ряде причин, объясняющих своё желание (конечно, я не про друзей и общение) — взрослых, готовых нести ответственность за своё образование. И это тоже очень важно. Потому как готовность и способность учиться и переучиваться в течение жизни сегодня очень важна, а прийти на урок и сидеть на нём — это не значит получать образование.

5. Я обязательно передам работникам столовой все ваши комплименты по поводу куриной грудки под сыром и булочек: думаю, нашим поварам будет приятно это услышать.

Может быть, кто-то ещё захочет высказаться?

4 комментария:

  1. Вот ведь какая умница: всё проанализировала, прокомментировала! Маша, в этом наша с тобой принципиальная разница. У меня эмоции работают, а у тебя голова. Повезло твоим пионерам. Кстати, совпадений в ответах, как и ожидала, много. Может быть, предложить кому-нибудь тему для исследовательской работы? У меня в блоге многие учителя комментировали, что тоже хотят провести такой опрос. Тогда можно было бы и по возрастному признаку сравнить ответы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, да какой тут анализ. Крайне трудно было даже просто свести все открытые варианты ответов. Часто это интуитивно случалось. К примеру, во втором вопросе развела "знания" и "нравится учиться, узнавать что-то новое". Основанием для разведения послужило наличие намёка на внутреннюю мотивацию. Но ведь не факт, что там, гле написано просто "знания", она отсутствует.

      А эмоций мало потому, что я ожидала примерно таких ответов. У тебя вот по одному классу в параллели, а у меня три в одной. И, к слову, есть разница между ответами в разных классах одной параллели. И есть некоторое понимание причин этой разницы.

      Удалить
    2. Маша, я не утверждаю, что мало эмоций, я восхищаюсь твоим мастерством.

      Классы даже в одной параллели, естественно, не могут быть одинаковыми: это совершенно разные (несмотря на примерно один возраст) организмы, каждый со своим индивидуальным характером и лицом.

      Удалить
    3. Не знаю, где ты тут мастерство нашла :-) Тут впору выть от отсутствия такового. Негатив по отношению к учителям в той или иной степени испытывает каждый второй, при этом в позитивном ключе учителей вспоминает только каждый пятый.

      И да, по поводу научной работы. Как мне кажется, эта анкета ценна своей открытостью ответов. Не галочки поставить в предложенных вариантах а написать свои "мысли по поводу". Но в этом одновременно и её слабость: сводить, анализировать, сравнивать крайне тяжело. Хотя общие тенденции, конечно же, просматриваются.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...